В МАОУ "Школа №10 города Белогорск"  нет электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

 

Электронные образовательные ресурсы для учащихся

1. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

Итак, здесь и далее мы рассматриваем электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.

 

2. Чем отличаются ЭОР от учебников?

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

  • Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  • ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

  • Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

 

3. А что такое мультимедиа ЭОР?

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

 

4. Что такое ЭОР нового поколения?

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.

Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).

Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.

В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.

Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

 

5. Как можно получить электронные учебные модули?

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет!)

Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Если Вы захотите получить ЭУМ на домашний или любой другой компьютер, то заплатите только за соответствующий трафик (объем одного ЭУМ – от 100 К до 10 Мбайт, в зависимости от качества мультимедиа и уровня интерактивности).

ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др.

Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого носителя.

Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС.

 

6. Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Источник: http://mou106.chel-edu.ru/ 

 
Ресурсы
 

Федеральный портал "Российское образование" :

Информационная система "Единая окно доступа к образовательным ресурсам" :

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:

Городской педагогический форум

 

Словари и энциклопедии:

 

Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании: http://www.edu_all.ru 
Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы:
http://periodika.websib.ru 
Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн: 
http://www.edic.ru 
ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия: 
http://www.wikiznanie.ru 
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия: 
http://ru.wikipedia.org 
Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и Мефодий": http://www.megabook.ru 
МультиЛекс Online: электронные словари онлайн: 
http://online.multilex.ru 
Нобелевские лауреаты: биографические статьи: 
http://www.n_t.org/nl/ 
Педагогический энциклопедический словарь: 
http://dictionary.fio.ru 
Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники: http://www.rubricon.com 
Русские словари. Служба русского языка: 
http://www.slovari.ru 
Словари издательства "Русский язык": англо-русский, русско-английский, немецко-русский и русско-немецкий: 
http://www.rambler.ru/dict/ 
Словари русского языка на портале "Грамота.ру": 
http://slovari.gramota.ru 
Служба тематических толковых словарей "Глоссарий.ру": 
http://www.glossary.ru 
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: 
http://vidahl.agava.ru 
Энциклопедия "Кругосвет": 
http://www.krugosvet.ru 
Энциклопедия "Природа науки. 200 законов мироздания": 
http://www.elementy.ru/trefil/

 

 

Информационная поддержка Единого государственного экзамена 


Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена: 
http://ege.edu.ru 
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме: 
http://www.ege.ru 


 

Ресурсы для абитуриентов 


Все вузы России: справочник для поступающих: http://abitur.nica.ru 
Все для поступающих: http://www.edunews.ru 
ВСЕВЕД: все об образовании: http://www.ed.vseved.ru 
Интернет_портал "Абитуриент": http://www.abitu.ru 
Информационно-справочная система педагогического объединения "РАДУГА": 
http://www.detiplus.ru 

Проект Examen: все о высшем образовании: http://www.examen.ru 
Портал "5баллов" (новости образования, вузы России, тесты, рефераты): http://www.5ballov.ru 
Портал Abiturcenter.ru: Учебно-научный центр довузовского образования: http://www.abiturcenter.ru 
Справочник "Высшее профессиональное образование в России": http://www.he.znanie.info 
Университеты Москвы: информационный портал о столичных университетах: http://www.moscow_high.ru

 

 
Ресурсы в помощь учителю
Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/view
Федеральный портал Российского образования http://www.edu.ru/
Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Интернет – государство учителей http://intergu.ru/
Уроки.Net http://www.uroki.net/docinf.htm
Клякса.Net http://www.klyaksa.net/
Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября» http://inf.1september.ru/
Журнал «Информатика и образование» http://infojournal.ru/journal/info/
МЦНМO http://www.problems.ru/
Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
Учебный курс flash-анимация http://flash.lutskiy.ru/
Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru/
Издательство «Бином» http://www.lbz.ru/
Олимпиады по информатике http://www.olympiads.ru/
САПР КОМПАС -3D в образовании файл http://edu.ascon.ru/news/
Право в сфере образования http://zakon.edu.ru/
Стандарты общего образования нового поколения http://standart.edu.ru/
Примерные программы основного общего образования http://mon.gov.ru/
Официальный сайт ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/
Портал информационной и технической поддержки СПО http://www.spohelp.ru/
Gimp – графический редактор http://www.gimp.org/
OpenOffice http://ru.openoffice.org/
Pinta - растровый графический редактор, отлично подходящий для уроков информатики. http://pinta-project.com/
Inkscape - свободный векторный графический редактор http://inkscape.org/
Тесты по информатике http://www.junior.ru/wwwexam/
Информатика и ИКТ в образовании http://www.rusedu.info/
Ресурсы в помощь для осуществления проектной и исследовательской деятельности
Портал, посвященный исследовательской деятельности http://www.researcher.ru/
Сайт конкурса мультимедийных, проектных исследовательских работ «Грант Префекта ЦАО для школьников» http://www.grant-prefekta.ru
Сайт городской конференции «ПОИСК-НИТ» http://poisk-nit.ru/
Сайт всероссийского открытого конкурса исследовательских работ им. В.И.Вернадского http://vernadsky.info/
Электронный образовательный журнал для старшеклассников и учителей «Потенциал» http://potential.org.ru/
Интернет-портал журнала «Техника молодежи» http://www.technicamolodezhi.ru/
Научно-образовательный журнал «Компьютерра» http://www.computerra.ru/
Интернет-портал о научно-техническом творчестве, включая следующие разделы: учреждения НТТМ Москвы, экспертиза проектов, как обустроить свое сообщество и т.д. http://4nttm.ru/
Ресурсы популярного программного обеспечения
Антивирус Касперского Kaspersky. Антивирус http://www.kaspersky.ru/
Radmin. администрирование сетей http://www.radmin.ru/
NetOp School. Программный комплекс, предназначенный для организации обучения в компьютерных классах http://www.netop.ru/
ABBYY. переводчик, словарь, распознание текста http://www.abbyy.ru/
PROMT. Система профессионального перевода. http://www.promt.ru/
Pinnacle Studio. Видеоредактор http://www.pinnaclesys.ru/
ПО Acronis True Imege 9.1 Server for Windows - 1-9 Cohies. решения для резервного копирования, восстановления и защиты операционных систем и данных в физических, виртуальных и облачных средах http://www.acronis.ru/
ПО ACDSee Photo Manager 12 Full Version Educational/Government. программа для работы с изображениями и иллюстрацией http://www.acdsee.com/
QuarkXPress Passport. Мощная издательская система, обладающая интуитивным интерфейсом и расширенным набором инструментов для обработки текста http://www.quark.com/
Adobe. графические редакторы http://www.adobe.com/ru/
Corel. создание векторных иллюстраций, макетирования страниц, редактирования фотографий и трассировки растровых изображений http://www.corel.ru/
Embarcadero RAD Studio 2010 Professional Concurrent ELS. инструменты для проектирования, строительства, оптимизации и управления баз данных и прикладных программ на разных платформах и языках программирования http://www.embarcadero.com/ru/
Компaс-3D. Проектирование и конструирование в машиностроении, лицензия. http://ascon.ru/
Kerio WinRoute Firewall. Программное обеспечение обеспечивает корпоративную ИТ-безопасность, прозрачность, удобство установки, настройки и эксплуатации межсетевых экранов для полномасштабного контроля доступа пользователей в Интерне http://kerio-shop.ru/
LabVIEW Full. платформа графического программирования, предназначенная для разработки систем тестирования, управления и встраиваемых систем http://www.labview.ru/
Sony Vegas Movie Studio. создание видео, работа со звуком http://www.sonycreativesoftware.com/
Symantec Endpoint Protection. продукт, включающий в себя Symantec AntiVirus и расширенную функцию предотвращения угроз, который обеспечивает защиту ноутбуков, настольных компьютеров и серверов от вредоносных программ. http://www.symantec.com/
AutoCAD . предназначенная для решения задач землеустройства, проектирования генплана и линейных сооружений http://www.autodesk.ru/
1C:Бухгалтерия. Универсальная программа для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в коммерческих организациях http://www.1cbit.ru/
ESET NOD32 Bisness Edition. Антивирус http://www.esetnod32.ru/
AVG Internet Security. пакет программ для комплексной защиты компьютера от всех самых серьезных интернет-угроз, 
включая вирусы, червей, троянов, программ-шпионов, adware, хакеров и спама.
http://www.avg.com/us-en/internet-security
Xara3D. Программа для создания различных трёхмерных надписей и 3D-кнопок http://www.xara.com/us/products/xara3d/
Auslogics BoostSpeed. очистит Ваш компьютер от системного "мусора", исправит ошибки реестра, дефрагментирует диски и оптимизирует настройки Windows. http://www.auslogics.com/
Сhildwebguardian. программа для ограничения доступа детей к интернету http://childwebguardian.ru/
TheBat!. Программа для работы с электронной почтой, обеспечивающая быстроту и эффективность деловой и персональной переписки http://www.ritlabs.com/
Dr.Web. Антивирус+Антиспам http://www.drweb.com/
Sound Forge Pro. звуковой редактор, обладающий широким спектром возможностей http://www.sonycreativesoftware.com/
NetSupport Manager. программа удаленного управления компьютером http://www.netsupportmanager.com/
VideoPort. программное обеспечение для организации видеоконференций в рабочих группах любого размера внутри корпоративной сети любой сложности. http://trueconf.ru/
Sibelius. позволяет проводить групповые занятия по теории музыки с учащимися в компьютерном классе, программа позволяет педагогам оформлять и издавать обработки, переложения, аранжировки музыкальных произведений для обучающихся. http://www.sibelius.com/
ARCserve. позволяет защитить все критические данные и приложения, обеспечивая их резервное копирование. http://www.arcserve.ru/
MIMIO. http://www.mimio-edu.ru/
Microsoft. http://www.microsoft.com/
NERO. программа для записи дисков CD, DVD http://www.nero.com/rus/
Winamp. медиаплеер http://www.winamp.com/
Linux. операционная система http://linux.ru/
Ресурсы по использованию свободно распространяемого ПО
Электронное обучение. Moodle, Караганда, КарГТУ http://cde.kstu.kz/courses/
Информационно-образовательный портал СНГ. Проект Российского университета дружбы народов информационного характера. Видимо, в разработке. http://cis.rudn.ru/
Институт ЮНЕСКО по ИТ в образовании. Миссия ИИТО – служить центром передового опыта и предоставлять техническое содействие и консультации в сфере применения ИКТ в образовании. http://ru.iite.unesco.org/
Федеральный центр инновационно-образовательных ресурсов. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. http://fcior.edu.ru/
Сайт энтузиастов открытого образования. Сайт посвящен движению ООР (открытые образовательные ресурсы) и идеям открытого образования. http://oer.snosakhgu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. http://window.edu.ru
Дистанционное образование в МГУ. Информационный портал Школы дистанционного образования - это единая оболочка системы дистанционного образования в МГУ, которая позволяет открыть весь спектр университетского знания через электронные библиотеки, учебники и курсы, аудио- и видеоматериалы, а также поддержку высококвалифицированных специалистов из числа профессорско-преподавательского состава МГУ в процессе освоения знаний с использованием дистанционных образовательных технологий. http://www.distance.msu.ru/
Сетевые образовательные сообщества. Проект "Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями" http://www.openclass.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. http://school-collection.edu.ru/
Центр дистанционного обучения и повышения квалификации ДГТУ. Полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы и технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям. http://de.dstu.edu.ru/
Российская государственная детская библиотека: 
обеспечивает доступ пользователей к безопасной и качественной информации с тем, чтобы повысить качество чтения детей, сохранить книгу как явление культуры; 
поддерживает и развивает единое пространство библиотечно-информационного обслуживания детей в России;
изучает чтение, информационное поведение детей и служит творческой лабораторией библиотечной работы с детьми; 
собирает, хранит для будущих поколений и продвигает лучшие информационные ресурсы для детей. Ресурсы в стадии тестирования
http://www.rgdb.ru/catalogs
Ресурсы в помощь педагогам-психологам, учителям-логопедам
Федеральный портал. Российское образование http://www.edu.ru/
Официальный сайт издательства «Просвещения» http://www.prosv.ru/
Сайт «Москва школьная» http://www.mschools.ru/
Издательский дом «Первое сентября» http://1september.ru/
Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» http://festival.1september.ru/
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Российский общеобразовательный портал http://region.edu.ru/moscow/
Образовательный портал «Учеба» (для тех, кто учится и учит) http://www.ucheba.com/
Учреждение Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» http://ismo.ioso.ru/
Лаборатория дистанционного обучения http://distant.ioso.ru/
Фестиваль педагогических идей (1 сентября) http://festival.1september.ru/
Официальный сайт «Институт коррекционной педагогики» http://ikprao.ru/
Официальный сайт «Комплексная служба психолого-педагогического и социального сопровождения» http://c-psy.ru