Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.

Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в последние годы рассматривается организация обучения таких лиц в обычных образовательных учреждениях.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

В МОАУ «Школа №10 города Белогорск» проводятся мероприятия направленные на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции. 

 

Цель мероприятий: создание условий для полноценного образования и развития, ранней социальной адаптации детей, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

 

Задачи:   

  1. осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей;
  2. повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов;
  3. создавать условия для эффективного развития учащихся;
  4. формировать социальную компетентность учащихся.  

Ожидаемые результаты реализации мероприятий:

  • создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обществе;
  • полноценная реализация прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование и развитие. 

 

Направления и содержание проводимых мероприятий

 

Организационные Социально-реабилитационные Информационно-просветительские

Освещение на сайте школы вопросов, касающихся проведения мероприятий по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, доступности ОУ детям с ОВЗ и детям-инвалидам;

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащихся;

Системный контроль за уровнем и динамикой развития учащихся (мониторинг динамики развития, адаптации, успешности освоения образовательных программ).

Психолого-педагогическая реабилитация (коррекционные занятия с  педагогом-психологом);

Социально-бытовая реабилитация (развитие навыков пользования бытовыми предметами, объектами соцкультбыта);

Творческая реабилитация (занятия в секциях, кружках);

формирование навыков получения и использования информации (в том числе на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

Развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения.

Создание, реализация и участие в социальных проектах, направленных на социализацию учащихся;

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и развития ребенка;

консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

Информирование о реализации мероприятий, направленных на создание специальных условий для получения образования обучающихся с ОВЗ, доступности ОУ детям с ОВЗ и детям-инвалидам.

 

 

 

Информация об условиях обучения детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
1. Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями (далее-ЛОВЗ)
наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления Запасный вход оборудован пандусом
наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов: с нарушениями  слуха, нарушениями умственного развития.
наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.) Санитарно-бытовые помещения: санузел не оборудованы специализированным сантехническим оборудованием. Стоянка автомашин на территории учреждения не предусмотрена.
оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло (указатель выхода)
2.Сведения об информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ
наличие адаптированного сайта
(версия для слабовидящих)
наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и ЛОВЗ Раздел «Обучение детей инвалидов и лиц с ОВЗ»
3. Система обучения инвалидов и ЛОВЗ в организации
инклюзивная в общих группах

да

специальная в специализированных группах

да

смешанная (частично в общих группах, частично в специальных)

нет

по индивидуальному учебному плану

да

с применением дистанционных технологий

нет

наличие адаптированных образовательных программ

да

4.Техническое обеспечение образования Раздел «Материально-техническое обеспечение»
использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проектов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др.
да
специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер)
да

обеспечение возможности дистанционного обучения

имеется

наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов

нет
наличие адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ производственного обучения нет
комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)
отсутствует

наличие иного адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ оборудования

нет

наличие специальных технических средств обучения

нет
наличие электронных образовательных ресурсов Электронно- образовательные ресурсы

5.Организация бесплатного двухразового питания лиц с ОВЗ

организовано
6.Кадровое обеспечение образования.   
наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и ЛОВЗ. Прошли курсы повышения квалификации учителя начальных классов 

 

Планируемые мероприятия по повышению доступности МАОУ «Школа №10 города Белогорск» для инвалидов и маломобильных граждан

№ п/п Мероприятие

Сроки выполнения

1

Совершенствование нормативной правовой базы

ежегодно
2 Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры, средств  связи и информации, включая оборудование объектов необходимыми приспособлениями до 2021 года
3 Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами до 2020 года
4 Мероприятия по инструктированию или обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам,  связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг и оказанием помощи в их использовании; или получении (доступу к ним) регулярно

№№

п \п

Основные структурно-функциональные зоны Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов**
1 Территория, прилегающая к зданию (участок) ДУ
2 Вход (входы) в здание ДУ
3 Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) ДУ
4 Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) ДУ
5 Санитарно-гигиенические помещения ДЧ-И (К,О,С,Г,У)
6 Система информации и связи (на всех зонах) ДУ
7 Пути движения к объекту (от остановки транспорта) ДУ
 

** Указывается: ДП-В - доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) – доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В - доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов);ДУ - доступно условно, ВНД–временно недоступно

Объект доступен условно для инвалидов категорий К,О,С,Г,У. Санитарно-гигиенические помещения объекта доступны частично избирательно для инвалидов категорий О,С,Г,У и доступны условно для инвалидов категории К.

 
    Оценка состояния и
Основные показатели доступности для инвалидов обеспечение условий
п/п объекта доступности для инвалидов
    объекта
     
1 2 3
     
1. Выделенные стоянки автотранспортных Не имеется
  средств для инвалидов  
     
2. Сменные кресла-коляски Не имеется
     
3. Адаптированные лифты Не имеется
     
4. Поручни Имеются
     
5. Пандусы Имеются
     
6. Подъемные платформы (аппарели) Не имеется
     
7. Раздвижные двери Не имеются
     
8. Доступные входные группы Не имеются
     
9. Доступные санитарно-гигиенические Доступны, кроме лиц с
  помещения нарушением опорно-
    двигательного аппарата
    (колясочники)
     
10. Достаточная ширина дверных проемов в Имеется, кроме лиц,
  стенах, лестничных маршей, площадок передвигающихся на
    колясках
     
11. Надлежащее размещение оборудования и Не имеется
  носителей информации, необходимых для  
  обеспечения беспрепятственного доступа к  
  объектам (местам предоставления, услуг)  
  инвалидов, имеющих стойкие расстройства  
  функции зрения, слуха и передвижения  
     
12. Дублирование необходимой для инвалидов, Не имеется
  имеющих стойкие расстройства функции  
  зрения, зрительной информации – звуковой  
  информацией, а также надписей, знаков и  
     

  иной текстовой и графической информации –  
  знаками, выполненными рельефно-точечным  
  шрифтом Брайля и на контрастном фоне  
     
13. Дублирование необходимой для инвалидов Не имеется
  по слуху звуковой информации зрительной  
  информацией  
     
14. Наличие при входе в объект вывески с Нет
  названием организации, графиком работы  
  организации, планом здания, выполненных  
  рельефно-точечным шрифтом Брайля и на  
  контрастном фоне  
     
15. Обеспечение инвалидам помощи, Обеспечена с учетом
  необходимой для получения в доступной для помощи
  них форме информации о правилах волонтеров, работников
  предоставления услуги, в том числе об учреждения
  оформлении необходимых для получения  
  услуги документов, о совершении ими других  
  необходимых для получения услуги действий  
     
16. Проведение инструктирования или обучения Проведен
  сотрудников, предоставляющих услуги  
  населению, для работы с инвалидами, по  
  вопросам, связанным с обеспечением  
  доступности для них объектов и услуг  
     
17. Наличие работников организаций, на Имеется
  которых административно-распорядительных  
  актом возложено оказание инвалидам  
  помощи при предоставлении им услуг  
     
18. Предоставление услуги с сопровождением Предоставляется
  инвалида по территории объекта работником  
  организации  
     
19. Предоставление инвалидам по слуху при Не имеется
  необходимости услуги с использованием  
  русского жестового языка, включая  
  обеспечение допуска на объект  
  сурдопереводчика, тифлопереводчика  
     
20. Соответствие транспортных средств, Транспортные средства
     
  иной текстовой и графической информации –  
  знаками, выполненными рельефно-точечным  
  шрифтом Брайля и на контрастном фоне  
     
21. Дублирование необходимой для инвалидов Не имеется
  по слуху звуковой информации зрительной  
  информацией  
     
22. Наличие при входе в объект вывески с Нет
  названием организации, графиком работы  
  организации, планом здания, выполненных  
  рельефно-точечным шрифтом Брайля и на  
  контрастном фоне  
     
15. Обеспечение инвалидам помощи, Обеспечена с учетом
  необходимой для получения в доступной для помощи
  них форме информации о правилах волонтеров, работников
  предоставления услуги, в том числе об учреждения
  оформлении необходимых для получения  
  услуги документов, о совершении ими других  
  необходимых для получения услуги действий  
     
23. Проведение инструктирования или обучения Проведен
  сотрудников, предоставляющих услуги  
  населению, для работы с инвалидами, по  
  вопросам, связанным с обеспечением  
  доступности для них объектов и услуг  
     
24. Наличие работников организаций, на Имеется
  которых административно-распорядительных  
  актом возложено оказание инвалидам  
  помощи при предоставлении им услуг  
     
25. Предоставление услуги с сопровождением Предоставляется
  инвалида по территории объекта работником  
  организации  
     
26. Предоставление инвалидам по слуху при Не имеется
  необходимости услуги с использованием  
  русского жестового языка, включая  
  обеспечение допуска на объект  
  сурдопереводчика, тифлопереводчика  
     
27. Соответствие транспортных средств, Транспортные средства
     
    национального
    календаря, проведение
    регулярных
    медицинских осмотров.
    Отсутствует
    возможность проведения
    реабилитационных
    мероприятий, лечебных
    процедур.
     
28. Доступ к информационным системам и Ограничения доступа
  информационно-телекоммуникационным отсутствуют. Условно
  сетям доступны для инвалидов
    с нарушением опорно-
    двигательного аппарата
    для посещения
    кабинетов информатики
    (3 этаж). Доступ к
    информационным
    системам и сети
    Интернет организован
    при работе в
    библиотеке, учебном
    кабинете на 1 этаже.
     

 

 

Количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МАОУ «Школа №10 города Белогорск» в 2019 – 2020 учебном году

Количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МАОУ «Школа №10 города Белогорск» в 2018 – 2019 учебном году