Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.

Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в последние годы рассматривается организация обучения таких лиц в обычных образовательных учреждениях.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

В МОАУ «Школа №10 города Белогорск» проводятся мероприятия направленные на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции. 

 

Цель мероприятий: создание условий для полноценного образования и развития, ранней социальной адаптации детей, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

 

Задачи:   

  1. осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей;
  2. повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов;
  3. создавать условия для эффективного развития учащихся;
  4. формировать социальную компетентность учащихся.  

Ожидаемые результаты реализации мероприятий:

  • создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обществе;
  • полноценная реализация прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование и развитие. 

 

Направления и содержание проводимых мероприятий

 

Организационные Социально-реабилитационные Информационно-просветительские

Освещение на сайте школы вопросов, касающихся проведения мероприятий по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, доступности ОУ детям с ОВЗ и детям-инвалидам;

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащихся;

Системный контроль за уровнем и динамикой развития учащихся (мониторинг динамики развития, адаптации, успешности освоения образовательных программ).

Психолого-педагогическая реабилитация (коррекционные занятия с  педагогом-психологом);

Социально-бытовая реабилитация (развитие навыков пользования бытовыми предметами, объектами соцкультбыта);

Творческая реабилитация (занятия в секциях, кружках);

формирование навыков получения и использования информации (в том числе на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

Развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения.

Создание, реализация и участие в социальных проектах, направленных на социализацию учащихся;

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и развития ребенка;

консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

Информирование о реализации мероприятий, направленных на создание специальных условий для получения образования обучающихся с ОВЗ, доступности ОУ детям с ОВЗ и детям-инвалидам.

 

 

 

Информация об условиях обучения детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
1. Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями (далее-ЛОВЗ)
наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления Запасный вход оборудован пандусом
наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов: с нарушениями  слуха, нарушениями умственного развития.
наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.) Санитарно-бытовые помещения: санузел не оборудованы специализированным сантехническим оборудованием. Стоянка автомашин на территории учреждения не предусмотрена.
оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло (указатель выхода)
2.Сведения об информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ
наличие адаптированного сайта
(версия для слабовидящих)
наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и ЛОВЗ Раздел «Обучение детей инвалидов и лиц с ОВЗ»
3. Система обучения инвалидов и ЛОВЗ в организации
инклюзивная в общих группах

да

специальная в специализированных группах

да

смешанная (частично в общих группах, частично в специальных)

нет

по индивидуальному учебному плану

да

с применением дистанционных технологий

нет

наличие адаптированных образовательных программ

да

4.Техническое обеспечение образования Раздел «Материально-техническое обеспечение»
использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проектов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др.
да
специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер)
да

обеспечение возможности дистанционного обучения

имеется

наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов

нет
наличие адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ производственного обучения нет
комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)
отсутствует

наличие иного адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ оборудования

нет

наличие специальных технических средств обучения

нет
наличие электронных образовательных ресурсов Электронно- образовательные ресурсы

5.Организация бесплатного двухразового питания лиц с ОВЗ

организовано
6.Кадровое обеспечение образования.   
наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и ЛОВЗ. Прошли курсы повышения квалификации учителя начальных классов 

 

Планируемые мероприятия по повышению доступности МАОУ «Школа №10 города Белогорск» для инвалидов и маломобильных граждан

№ п/п Мероприятие

Сроки выполнения

1

Совершенствование нормативной правовой базы

ежегодно
2 Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры, средств  связи и информации, включая оборудование объектов необходимыми приспособлениями до 2021 года
3 Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами до 2020 года
4 Мероприятия по инструктированию или обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам,  связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг и оказанием помощи в их использовании; или получении (доступу к ним) регулярно