Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.
Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в последние годы рассматривается организация обучения таких лиц в обычных образовательных учреждениях.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
В МОАУ «Школа №10 города Белогорск» проводятся мероприятия направленные на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции.
Цель мероприятий: создание условий для полноценного образования и развития, ранней социальной адаптации детей, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи:
- осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей;
- повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов;
- создавать условия для эффективного развития учащихся;
- формировать социальную компетентность учащихся.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий:
- создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обществе;
- полноценная реализация прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование и развитие.
Направления и содержание проводимых мероприятий
Организационные | Социально-реабилитационные | Информационно-просветительские |
Освещение на сайте школы вопросов, касающихся проведения мероприятий по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, доступности ОУ детям с ОВЗ и детям-инвалидам; Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащихся; Системный контроль за уровнем и динамикой развития учащихся (мониторинг динамики развития, адаптации, успешности освоения образовательных программ). |
Психолого-педагогическая реабилитация (коррекционные занятия с педагогом-психологом); Социально-бытовая реабилитация (развитие навыков пользования бытовыми предметами, объектами соцкультбыта); Творческая реабилитация (занятия в секциях, кружках); формирование навыков получения и использования информации (в том числе на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; Развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения. |
Создание, реализация и участие в социальных проектах, направленных на социализацию учащихся; Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и развития ребенка; консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями; Информирование о реализации мероприятий, направленных на создание специальных условий для получения образования обучающихся с ОВЗ, доступности ОУ детям с ОВЗ и детям-инвалидам. |
Информация об условиях обучения детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении | ||
|
|||
наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления | Запасный вход оборудован пандусом | ||
наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) | Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов: с нарушениями слуха, нарушениями умственного развития. | ||
наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.) | Санитарно-бытовые помещения: санузел не оборудованы специализированным сантехническим оборудованием. Стоянка автомашин на территории учреждения не предусмотрена. | ||
оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. | Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло (указатель выхода) | ||
2.Сведения об информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ | |||
|
(версия для слабовидящих) | ||
наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и ЛОВЗ | Раздел «Обучение детей инвалидов и лиц с ОВЗ» | ||
3. Система обучения инвалидов и ЛОВЗ в организации | |||
инклюзивная в общих группах |
да |
||
специальная в специализированных группах |
да |
||
смешанная (частично в общих группах, частично в специальных) |
нет |
||
по индивидуальному учебному плану |
да |
||
с применением дистанционных технологий |
нет |
||
|
да |
||
4.Техническое обеспечение образования | Раздел «Материально-техническое обеспечение» | ||
|
да | ||
|
да | ||
обеспечение возможности дистанционного обучения |
имеется | ||
наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов |
нет | ||
наличие адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ производственного обучения | нет | ||
|
отсутствует | ||
наличие иного адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ оборудования |
нет | ||
наличие специальных технических средств обучения |
нет | ||
наличие электронных образовательных ресурсов | Электронно- образовательные ресурсы |
||
5.Организация бесплатного двухразового питания лиц с ОВЗ |
организовано | ||
6.Кадровое обеспечение образования. | |||
наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и ЛОВЗ. | Прошли курсы повышения квалификации учителя начальных классов |
Планируемые мероприятия по повышению доступности МАОУ «Школа №10 города Белогорск» для инвалидов и маломобильных граждан
№ п/п | Мероприятие |
Сроки выполнения |
1 |
Совершенствование нормативной правовой базы |
ежегодно |
2 | Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры, средств связи и информации, включая оборудование объектов необходимыми приспособлениями | до 2021 года |
3 | Мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами | до 2020 года |
4 | Мероприятия по инструктированию или обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг и оказанием помощи в их использовании; или получении (доступу к ним) | регулярно |
№№ п \п |
Основные структурно-функциональные зоны | Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов** |
1 | Территория, прилегающая к зданию (участок) | ДУ |
2 | Вход (входы) в здание | ДУ |
3 | Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) | ДУ |
4 | Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) | ДУ |
5 | Санитарно-гигиенические помещения | ДЧ-И (К,О,С,Г,У) |
6 | Система информации и связи (на всех зонах) | ДУ |
7 | Пути движения к объекту (от остановки транспорта) | ДУ |
** Указывается: ДП-В - доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) – доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В - доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов);ДУ - доступно условно, ВНД–временно недоступно
Объект доступен условно для инвалидов категорий К,О,С,Г,У. Санитарно-гигиенические помещения объекта доступны частично избирательно для инвалидов категорий О,С,Г,У и доступны условно для инвалидов категории К.
Обеспечение доступа в здание ОО инвалидов и лиц с ОВЗ
Оценка состояния и | ||
№ | Основные показатели доступности для инвалидов | обеспечение условий |
п/п | объекта | доступности для инвалидов |
объекта | ||
1 | 2 | 3 |
1. | Выделенные стоянки автотранспортных | Не имеется |
средств для инвалидов | ||
2. | Сменные кресла-коляски | Не имеется |
3. | Адаптированные лифты | Не имеется |
4. | Поручни | Имеются |
5. | Пандусы | Имеются |
6. | Подъемные платформы (аппарели) | Не имеется |
7. | Раздвижные двери | Не имеются |
8. | Доступные входные группы | Не имеются |
9. | Доступные санитарно-гигиенические | Доступны, кроме лиц с |
помещения | нарушением опорно- | |
двигательного аппарата | ||
(колясочники) | ||
10. | Достаточная ширина дверных проемов в | Имеется, кроме лиц, |
стенах, лестничных маршей, площадок | передвигающихся на | |
колясках | ||
11. | Надлежащее размещение оборудования и | Не имеется |
носителей информации, необходимых для | ||
обеспечения беспрепятственного доступа к | ||
объектам (местам предоставления, услуг) | ||
инвалидов, имеющих стойкие расстройства | ||
функции зрения, слуха и передвижения | ||
12. | Дублирование необходимой для инвалидов, | Не имеется |
имеющих стойкие расстройства функции | ||
зрения, зрительной информации – звуковой | ||
информацией, а также надписей, знаков и | ||
иной текстовой и графической информации – | ||
знаками, выполненными рельефно-точечным | ||
шрифтом Брайля и на контрастном фоне | ||
13. | Дублирование необходимой для инвалидов | Не имеется |
по слуху звуковой информации зрительной | ||
информацией | ||
14. | Наличие при входе в объект вывески с | Нет |
названием организации, графиком работы | ||
организации, планом здания, выполненных | ||
рельефно-точечным шрифтом Брайля и на | ||
контрастном фоне | ||
15. | Обеспечение инвалидам помощи, | Обеспечена с учетом |
необходимой для получения в доступной для | помощи | |
них форме информации о правилах | волонтеров, работников | |
предоставления услуги, в том числе об | учреждения | |
оформлении необходимых для получения | ||
услуги документов, о совершении ими других | ||
необходимых для получения услуги действий | ||
16. | Проведение инструктирования или обучения | Проведен |
сотрудников, предоставляющих услуги | ||
населению, для работы с инвалидами, по | ||
вопросам, связанным с обеспечением | ||
доступности для них объектов и услуг | ||
17. | Наличие работников организаций, на | Имеется |
которых административно-распорядительных | ||
актом возложено оказание инвалидам | ||
помощи при предоставлении им услуг | ||
18. | Предоставление услуги с сопровождением | Предоставляется |
инвалида по территории объекта работником | ||
организации | ||
19. | Предоставление инвалидам по слуху при | Не имеется |
необходимости услуги с использованием | ||
русского жестового языка, включая | ||
обеспечение допуска на объект | ||
сурдопереводчика, тифлопереводчика | ||
20. | Соответствие транспортных средств, | Транспортные средства |
иной текстовой и графической информации – | ||
знаками, выполненными рельефно-точечным | ||
шрифтом Брайля и на контрастном фоне | ||
21. | Дублирование необходимой для инвалидов | Не имеется |
по слуху звуковой информации зрительной | ||
информацией | ||
22. | Наличие при входе в объект вывески с | Нет |
названием организации, графиком работы | ||
организации, планом здания, выполненных | ||
рельефно-точечным шрифтом Брайля и на | ||
контрастном фоне | ||
15. | Обеспечение инвалидам помощи, | Обеспечена с учетом |
необходимой для получения в доступной для | помощи | |
них форме информации о правилах | волонтеров, работников | |
предоставления услуги, в том числе об | учреждения | |
оформлении необходимых для получения | ||
услуги документов, о совершении ими других | ||
необходимых для получения услуги действий | ||
23. | Проведение инструктирования или обучения | Проведен |
сотрудников, предоставляющих услуги | ||
населению, для работы с инвалидами, по | ||
вопросам, связанным с обеспечением | ||
доступности для них объектов и услуг | ||
24. | Наличие работников организаций, на | Имеется |
которых административно-распорядительных | ||
актом возложено оказание инвалидам | ||
помощи при предоставлении им услуг | ||
25. | Предоставление услуги с сопровождением | Предоставляется |
инвалида по территории объекта работником | ||
организации | ||
26. | Предоставление инвалидам по слуху при | Не имеется |
необходимости услуги с использованием | ||
русского жестового языка, включая | ||
обеспечение допуска на объект | ||
сурдопереводчика, тифлопереводчика | ||
27. | Соответствие транспортных средств, | Транспортные средства |
национального | ||
календаря, проведение | ||
регулярных | ||
медицинских осмотров. | ||
Отсутствует | ||
возможность проведения | ||
реабилитационных | ||
мероприятий, лечебных | ||
процедур. | ||
28. | Доступ к информационным системам и | Ограничения доступа |
информационно-телекоммуникационным | отсутствуют. Условно | |
сетям | доступны для инвалидов | |
с нарушением опорно- | ||
двигательного аппарата | ||
для посещения | ||
кабинетов информатики | ||
(3 этаж). Доступ к | ||
информационным | ||
системам и сети | ||
Интернет организован | ||
при работе в | ||
библиотеке, учебном | ||
кабинете на 1 этаже. | ||